Скрыть
Раскрыть

Крухмалева О. В.1, Гаспаришвили А. Т.1
  • 1 Институт комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Московские учителя и реформа образования

2012. № 4. С. 59–68 [содержание номера]

Гаспаришвили Александр Тенгизович — кандидат философских наук, заведующий лабораторией изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: gasparishvili@yandex.ru
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Крухмалева Оксана Валерьевна — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Эл. адрес: kruhoks@yandex.ru
Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Рассматриваются результаты социологического исследования «Московский учитель сегодня», проведенного в 2011 г. Особое внимание уделено анализу мнений московских учителей об изменениях, происходящих в средней школе и в их социальном положении в связи с реформированием образования.

Опрос показал, что проблемы реформирования образования волнуют абсолютное большинство московских учителей. Половина респондентов отрицательно относится к образовательной реформе и более половины пессимистично оценивают практику ее реализации. Из направлений реформирования школьного образования положительные оценки учителей получили профилизация старшей школы и новые образовательные технологии. Хуже всего московские учителя относятся к нормативному подушевому финансированию и ЕГЭ. Представлены также мнения педагогов о возможности принятия самостоятельных педагогических решений.

Данные проведенного исследования свидетельствуют о высокой рабочей нагрузке учителей. Предполагается, что ее увеличение связано с выполнением учителями функций классного руководства, которое в рамках реформирования претерпело существенные изменения. Кроме того, учителя единодушно отмечают негативное влияние на педагогическую деятельность обилия бумажной работы.

Рассматривается переход на новую систему финансирования. Материальное положение московских учителей по сравнению с российскими учителями из других регионов, согласно ответам респондентов, относительно благополучное, что может свидетельствовать об эффективности внедрения новой системы оплаты труда.Представлены мнения учителей о значимости внебюджетных доходов школы для их материального положения. Предполагается, что отсутствие в учительской среде единого мнения по этому вопросу может быть связано с тем, что почти половина респондентов не принимает участия в деятельности каких бы то ни было общественных органов управления образованием.

BiBTeX
RIS

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»